9. Способы получения рисунка на камне

Различные техники рисунка при изготовлении искусственного мрамора и оникса

Жирная точкаЗдесь хочу поделиться своим скромным опытом по созданию рисунка на изделиях из искусственного камня.

В статье представлены различные техники для получения рисунка. Данный материал не претендует на полноценную технологию. Некоторые приемы не являются универсальными для любой поверхности. Информация предоставлена как набор идей, которые могут послужить Вам «отправной точкой» для собственных открытий …

РНК 1

Рис 1

1) Основная смесь состоит из белого гелькоута и светопрозрачной смолы. Также туда добавлен гидрооксид алюминя: немного, 5-7% от массы смеси, чтобы она была чуть тяжелее. В зеленую смесь входит светопрозрачная смола и немножко зеленого гелькоута (только, чтобы придать цвет), смесь прозрачная. Перемешиваем смеси в отдельных емкостях с заданным количеством (1%) отвердителя (Здесь и далее – всегда добавляем отвердитель в отдельные смеси непосредственно перед их смешиванием для создания рисунка, и заливкой). При заливке вначале наливаем в матрицу зеленую смесь. Затем поверх нее, осторожно – смесь с гидроксидом алюминия. Она должна сначала лечь поверх зеленой смеси. Поскольку удельная плотность белой смеси немного выше, она постепенно вытесняет со дна зеленую, зеленая смесь поднимается кверху, при этом образуются красивые объемные разводы, похожие на кучевые облака. Нужно, чтобы белая смесь была лишь немного тяжелее, если разница будет слишком большой, красивого рисунка не получится. Если Вы заливаете не плоское, а сложное изделие, нужно его покрутить с налитой зеленой смесью так, чтобы она покрыла все стенки, а потом осторожно вылить белую смесь. Конечно разводы в виде облаков будут различаться в зависимости от того, на горизонтальной поверхности они образовались, или — на наклонной, но они будут. Может это и хорошо, такое не однообразие?

Вообще, рисунок литьевого камня никогда не повторяется, даже на одинаковых изделиях, при одинаковом направлении налива. Это — как отпечатки на Ваших пальцах, всегда уникально. И это мне нравится.

 

Поскольку замесы материалов делались в небольших объемах, то количества ингредиентов указаны здесь и далее, приблизительно. Здесь описаны, в основном, идеи: как сделать тот, или иной вид камня. Точные пропорции для каждого вида литьевого искусственного камня можно определить и записать, если отливать большие изделия.  Вам придется рассчитать для себя нужный рецепт самостоятельно. Для этого нужно вдохновение, немного материала и аптекарские весы. Когда Вы «на глаз» составляете комбинацию, например одну из описанных здесь, не забывайте отмечать для себя, сколько весит какой ингредиент. Это удобно делать, записав первоначальный вес тары и отмечая изменения веса при каждом добавлении компонента. Дальше — уже простая математика, и рецепт готов, его можно будет воспроизвести в последствии необходимое количество раз.

РНК 2

Рис 2

2) В матрицу сначала залита прозрачная смесь (слой 2-3 мм). Она состоит из бесцветного гелькоута, немного гидрооксида алюминия (только чтобы создать замутненность), немного светло- и темно-коричневых гранул размером 2-2,5 мм. После того, как она застыла «на отлип», вторым слоем наливаем смесь из литьевой смолы и большего количества гидроксида алюминия (смесь остается немного полупрозрачной), немного подкрашена коричневым гелькоутом, большее количество светло- и темно-коричневых гранул. На готовом изделии не видно линии перехода между 2-мя заливками из-за их полупрозрачности. На просвет образец имеет красивый янтарный оттенок. Он как — бы светится изнутри.

РНК 3

Рис. 3

3) Синий гелькоут налит в матрицу узкими полосами, сразу (не дожидаясь застывания) залита смесь (литьевая смола, гидроксид алюминия 50% от количества смолы, подкрашено черным гелем (слегка), белые гранулы – 80% общего количества, цветные гранулы – 20% от общего количества). Матрица немного отвибрирована, чтобы синий гель слегка размылся. Закраска черным легкая, поэтому гранулы у поверхности видны, а фон позади в толще — черный.

РНК 4

Рис 4

4) Матрица покрыта слоем зеленых (85%) и белых (15%) гранул в прозрачном геле. Нанесение – кистью, не очень густо, чтобы образовались разной величины просветы. После застывания нанесен тоновый слой чуть светлее зеленых гранул, что дает ощущение затуманенности в глубине. 

РНК 5

Рис 5

5) Основная смесь литьевая смола 70 на 30 с гидроксидом алюминия, подкрашена серым, добавлены гранулы крупные белые и мелкие черные. Второй компонент коричневый гелькоут. Третий компонент – белый гелькоут. Если основной смеси 900 гр, то второго компонента 70гр, а третьего 30 гр. Все размешиваем с отвердителем в отдельных емкостях, наливаем №2 и №3 в основную смесь, пару оборотов палочкой на всю глубину, выливаем в матрицу наискосок от угла до угла, распределяем налитую смесь наклонами матрицы, остаток смеси выливаем на уже растекшуюся (не стоит наливать остатки на поверхность матрицы, тогда рисунок камня будет прерывистый, непохож на натуральный). 

РНК 6

Рис 6

6) Смешиваем черный и зеленый гель с литьевой смолой (чтобы был жидкий) и отвердителем в отдельных емкостях. Заправляем смеси в 2 дозатора (например – большие шприцы), берем их в 2 руки и по очереди наливаем в несколько центров то одним, то другим цветом. Если постараться, получатся достаточно тонкие концентрические круги. Так можно нанести рисунок только на горизонтальную поверхность. Когда вся поверхность покрыта гелькоутом, понаклоняем матрицу так, чтобы гелькоут покрыл боковые стенки. Не бойтесь, рисунок на лицевой поверхности не пострадает, он уже отпечатался и не размажется. Ну, а на боках получатся тоже достаточно интересные разводы. Слой имеет в толщину 1,5-2 мм, а дальше заполняем матрицу чем угодно: полимербетон, стеклопластик.

РНК 7

Рис 7

7) Основная смесь 1л: литьевая смола с гидроксидом алюминия, 50/50. Оттуда отлито в три емкости по 100 гр. В них добавлен коричневый, синий и желтый гелькоуты, немного = смеси полупрозрачные. Везде добавлен отвердитель. Отдельно с отвердителем разводим белый гель (30 гр). Выливаем 4 маленькие емкости в основную смесь, пару оборотов мешалкой, и – выливаем в матрицу. Получились 3 цвета размытые создают разводы в полупрозрачной глубине, а белый цвет – четкие линии, на поверхности.

РНК 8

Рис 8

8) Здесь использованы те же ингредиенты, что и в образце №7, только в основную смесь после отливки по емкостям добавлено 300 гр чистой литьевой смолы. Плотность ее получилась меньше и более плотные примеси, при вливании и перемешивании, стали закручиваться тонкими полосами.

РНК 9

Рис 9

9) Не могу назвать этот способ особо технологичным, но на вид получилось интересно. Дело в том, что изделие из полиэфиров склеенное полиэфирами по прочности не уступает целому, оно снова превращается в монолит. Образец просто разбит молотком, потом кусочки смазаны красным гелем с добавленным отвердителем, и снова сложены вместе. Получились вот такие прожилки. Ну, а сама смесь готовилась из литьевой смолы, гидрооксида алюминия; разделена на 2 части; смешана порознь с черным и зеленым гелькоутом; слегка перемешана вместе; залита в широкую воронку и оттуда дозировалась в матрицу, чтобы получились концентрические круги. Готовое изделие с прожилками потом шлифовано и полировано по лицевой поверхности.

РНК 10

Рис 10

10) На этом образце проверялась техника росписи при помощи красок. Матрица покрыта прозрачным гелем. После его застывания нанесен рисунок гуашевыми красками. После их полного высыхания – нанесен прозрачный гель 80/20 с гидроксидом алюминия, коричневые гранулы, слой 3 мм. 

При попытках рисовать цветными гелями, они всегда расплывались от последующих слоев, другие краски «не дружат» с полиэфирами (коробятся, или полиэфиры на них не застывают). А вот гуашь после испарения из нее воды, является инертным сухим пигментом и прекрасно входит в контакт с полиэфирами, не вызывая отторжения. Рисунок мог бы быть и покрасивее, тем более, что художественная гуашь имеет множество оттенков, но это просто эксперимент. Да, и тут надо помнить, что Вы рисуете как на стекле, рисунок будет перевернут и верхние слои окажутся нижними, это нужно учитывать при нанесении.

Рис 11

Рис 11

11) На матрицу нанесен прозрачный гель. После его застывания «на отлип», нанесены разводы: на листе картона красный гель смешан с отвердителем. Смятый полиэтилен макается в размазанный по картону гель, затем ставятся оттиски на матрице, пока не покроем красивой текстурой всю лицевую поверхность. После застывания, наносим черный тоновый гелькоут. Остальное заполняем полимербетоном.

Обратите внимание: сам по себе гелькоут в тонком слое, как при штамповании оттисков, не сможет полностью полимеризоваться. Когда мы будем наносить фоновый слой, или любой полиэфирный материал поверх разводов, они обязательно размажутся. Чтобы этого не произошло, наносим штампы именно, когда прозрачный гелькоут еще липкий, но уже не переносится на пальцы. Тогда тонкий слой штампов сополимеризуется с застывающим слоем прозрачного гелькоута и не размажется при нанесении последующих слоев.

РНК 12

Рис 12

12) На матрицу нанесен прозрачный гель, он застыл. Готовим смесь — смолу с гидроксидом алюминия 70/30. 1. емкость: 20% смеси сильно колорируем голубым гелем. 2. емкость: 80% смеси – только подкрашиваем голубым гелем, чтобы осталась прозрачной, добавляем голубые гранулы и белые 80/20. В обе емкости добавляем отвердитель. Сливаем вместе, пару оборотов палочкой, выливаем в матрицу. Получается глубокий объемный рисунок.

РНК 13

Рис 13

13) Густая смесь из 25% смолы, 75% наполнителей (из них 45% гидроксид алюминия, 30% доломитовая пыль). Разделена на 2 части, добавлен черный и белый гелькоут, смешана, налита в матрицу, отвибрирована. Благодаря высокой насыщенности смеси гидроксидом алюминия и волокнистым доломитом, поверхность бархатистая на ощупь, изделие не горит (не просто – самозатухающее, а вообще не горит, как камень), твердость выше, чем у обычного гелькоута и несколько выше, чем у мрамора.

РНК 14

Рис 14

14) Смесь насыщена мелким (0,08 мм) кварцом. Смолы 16%, наполнителей 84% по массе (из них 74% песок, 10% гидроксид алюминия). Смесь разделена на 3 части, одна остается неокрашенной, сероватого цвета, другая подкрашена коричневым, третья – красным. Смеси довольно густые, они вымешиваются с отвердителем по отдельности, затем сливаются и слегка перемешиваются. Выкладываем в матрицу, вибростол — для уплотнения. Полученное изделие имеет слегка блестящую поверхность, не истирается абразивами и не царапается (стальной нож оставляет неглубокий неяркий след, но сам при этом тупится), железный ключ — стирается, оставляя металлический след. Такая смесь годится для изделий, подверженных повышенному износу, например, для ступеней в общественных местах, подоконников. Смесь может быть альтернативой кварцевым агломератам, изготавливаемым в дорогостоящих станках под давлением и нагревом.

РНК 15

Рис 15

15) Матрица покрыта прозрачным гелем, после его застывания наносится реденькая смесь геля с крупными голубыми (250 гр/л) и мелкими черными (250 гр/л) гранулами – в один слой. После застывания на картоне наливаем синий гель (с отвердителем), напитываем валик и прокатываем без нажима, только по верхушкам гранул на поверхности матрицы. После застывания, смачно прокатываем валиком с красным гелькоутом. Потом – полимербетон.

РНК 16

Рис 16

16) Смесь – литьевая смола 50/50 с гидроксидом алюминия. Разделена на несколько емкостей, подкрашена цветными гелями. Отдельно разведено небольшое количество белого геля со смолой и просто чистая смола с отвердителем. Сливаем крашенную белым и некрашеную смолу вместе, пару оборотов для неполного смешивания. Плотность этой смеси меньше, чем у основной. Перемешиваем смеси содержащие гидроксид алюминия с легкой смесью, несколькими оборотами палочки, выливаем в матрицу. Более легкий белый компонент первым ложится на поверхность матрицы, образуя легкий рисунок-флер на переднем фоне, основной рисунок ложится более глубоко.  Цвет флера может быть любым, белый цвет в моем образце выбран произвольно.

 

РНК 17

Рис 17

17) Метод набрызга. В матрицу набрызган сначала синий гель, потом голубой, потом фиолетовый. Набрызг каждого отдельного цвета производится редкий, чтобы были промежутки между каплями для видимости других слоев. Набрызг произведен из беззатворного пульверизатора CAV–167 B. Он наносит как раз так, как здесь требуется: не распыляет гелькоут в туман, а расщепляет его на крупные капли, которые разлетаются факелом и равномерно распределяются на окрашиваемой поверхности. Можно играть цветами и количеством слоев, добиваясь разнообразных эффектов.

РНК 18

Рис 18

18) Эффект тени, или прожилок сделан при помощи установки над матрицей препятствий на пути факела краски. В качестве таких препятствий были использованы тонкие ветки. Сначала покрываем матрицу прозрачным гелькоутом. Ждем его застывания «на отлип». Набрызг гелькоута или камня делаем максимально возможно — с одной точки, чтобы ветки оставили неокрашенные полосы (конечно, там где нужно, прокрашиваем скрытые изгибы матрицы с других позиций, но так, чтобы не закрашивать декорируемую поверхность). После застывания декоративного слоя, наносим тоновый слой, который окрашивает прожилки в нужный цвет. Или напыляем слой гранул другого цвета. Играя расположением трафаретов, можем получить красивые композиции цветов и текстур на изделии.

РНК 19

Рис 19

19) Пример создания разводов в тонком слое: основная смесь — литьевая смола, гидроксид алюминия (50/50), добавлено 100 мл аэросила(загуститель) на 1 л смеси. Смесь разделена на емкости, подкрашена разными цветами, слита и перемешана «на пару оборотов». На середину матрицы наливаем смеси на 1/10 от объема матрицы. Благодаря загустителю смесь не выравнивается в плоскость горизонта и не достает сразу до стенок матрицы (в противном случае на стенках будет виден горизонтальный уровень первичной заливки). Теперь наклоняем матрицу в разные стороны так, чтобы смесь покрыла всю поверхность. Благодаря загустителю слой будет достаточно толстым (1-1,2 мм), благодаря красителям (гелькоутам) — непрозрачным. Смесь как «жидкий валик» перекатывается по матрице и наносит рисунок. Такая технология помогает потратить на изготовление камня типа мрамора, или оникса гораздо меньше дорогостоящей смеси. После застывания декоративного слоя основной объем матрицы заполняется более дешевым полимербетоном.

РНК 20

Рис 20

20) Пример готовой смеси полиэфирных гранул фирмы «Маршал» (США). На матрицу нанесен прозрачный гель, поверх – смесь гранул «искусственный камень» красного тона, поверх нее нанесен тоновый слой красного геля. Готовые смеси продаются в сухом виде, или в ведрах, уже замешанные с прозрачным гелем. Они дороже монохромных гранул, он в их применении есть смысл. Самому сделать красивую композицию зачастую сложнее, чем использовать изготовленную специалистами на заводе.

 

Свой истинный цвет гранулы приобретают в прозрачном гелькоуте. Поэтому, если Вы составляете композицию из разных по размерам и цвету зерен самостоятельно, лучше их сравнивать в смоченном виде. Я, например, наливаю на крышку от пластикового ведра немного прозрачного гелькоута, насыпаю по щипотке гранул тех цветов, которые имеются у меня в наличии, и смешиваю их в разных комбинациях, деревянной палочкой. При этом пытаюсь представить, как это будет выглядеть с тем, или иным цветом подложки.

 

 

Это конец статьи.

Желаю Вам новых открытий!